Пакет яровой как по простому понимать. Что такое «пакет Яровой» и чем он грозит российскому обществу. В федеральный закон «о противодействии терроризму»

Требования к операторам связи и интернет-компаниям в указанные законами сроки выглядят невыполнимыми

Как и ожидалось, президент Путин подписал т.н. «антитеррористический пакет Яровой» из двух законов. Ответ на вопрос о том, какие именно из предложенных в пакете мер уголовного и административного характера действительно призваны помочь в борьбе с террористической угрозой, а какие продиктованы страхом перед «цветными революциями», общество получит в ближайшее время. Но способ принятия этих двух законов, одобренных парламентом под финал весенней сессии, можно уже сейчас назвать беспрецедентным.

Пока беспрецедентным - ведь стоит только войти во вкус…

Подписание одного из двух входящих в пакет документов - того самого, где вводятся новые требования к операторам связи и интернет-провайдерам, чреватые большими денежными затратами - глава государства счёл нужным сопроводить длинным перечнем поручений «по вопросам отдельных мер государственного регулирования в сфере противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Такое случается очень редко (если вообще случалось). Обычно в тексте вступающего в силу закона прямо даны ответы на вопросы, связанные с его реализацией, а если нет - в законе есть отсылка к подзаконному акту, который должен быть разработан правительством и эти самые ответы, наконец, дать.

Что же мы видим в перечне поручений президента? Ещё одно свидетельство того, что пакет писался не депутатом Госдумы Ириной Яровой («ЕР») в компании с сенатором Виктором Озеровым, которые войдут в историю как авторы, а где-то в недрах спецслужб и администрации самого президента, и с правительством не согласовывался. Если бы согласовывался, все нижеперечисленные проблемы были бы наверняка решены, так сказать, «на берегу», и так или иначе учтены в тексте закона.

Но они не решены. И вот правительству (с участием ФСБ) глава государства поручает подготовить «проекты необходимых нормативных актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением» этого закона, пишет президент, признавая тем самым, что риски есть, и меры по их минимизации не приняты.

Надо «уточнить этапы применения норм», которые требуют больших финансовых ресурсов и модернизации техники субъектов, которые подпадают под Федеральный закон, учитывая необходимость использовать отечественное оборудование, считает президент.

Также Владимир Путин полагает, что в связи с применением закона в части, которая касается ответственности за использование операторами связи и в интернете «несертифицированных средств кодирования или шифрования, нужно уточнить полномочия правительства и федеральных органов исполнительной власти

Надо прописать, как именно ФСБ будет разрабатывать и вести реестр интернет-компаний, которые обязаны предоставлять по запросу спецслужб информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, призывает президент.

Надо оговорить, как будет действовать требование закона прекращать оказание услуг связи, если реальные данные пользователя не соответствуют тем, что указаны в абонентском договоре, дополняет президент.

Всё вышеперечисленное глава правительства Дмитрий Медведев и глава ФСБ Александр Бортников должны сделать к 1 ноября 2016 года…

Ещё поручения даны Минпромторгу с Минкомсвязи - до 1 сентября 2016 года провести анализ и представить предложения о сроках, объемах и в целом возможностях расходов на то, чтобы было произведено необходимое для хранения и обработки сообщений российское оборудование и софт. При этом нужно составить перечень площадок производства.

Своего оборудования, которое могли бы закупать сотовые операторы и интернет-компании в целях реализации требований закона, пока нет - так надо понимать.

Да, ещё ФСБ президент велел до 20 июля 2016 года утвердить порядок сертификации средств кодирования в Интернете и передачи ФСБ же ключей шифрования.

Закон вступает в силу 20 июля, то есть меньше чем через 2 недели. Исключение - нормы, что содержат требование к операторам связи и интернет-компаниям хранить в срок до полугода информацию о содержании передаваемых ими сообщений, они вступают в силу с 1 июля 2018-го.

Но именно с 20 июля, а не с 1 сентября или 1 ноября, операторы связи обязаны в течение трех лет, а интернет-провайдеры - в течение года хранить на территории России информацию о всех фактах передаваемых ими сообщений, т.н. метаданные. С 20 июля, а не с 1 сентября или 1 ноября, штрафы за невыполнение этого требования поднимаются с нынешних 300-500 тысяч рублей для юридических лиц до 800 тысяч - 1 млн. рублей. Достаточно ли дата-центров на территории РФ для выполнения этого требования? Текст поручений порождает сомнения.

С 20 июля, не позже, Интернет-компании обязаны будут передавать по требованию спецслужб сведения о дополнительных кодах. За отказ - штраф от 800 тысяч до 1 млн. рублей. Но, судя по тексту поручений президента, ещё должен появиться какой-то особый реестр компаний, которые такие коды обязаны сдавать. Каких? Никто не знает.

И штрафы за использование несертифицированных средств кодирования с 20 июля, не позже, составят от 60 до 300 тысяч рублей. Но кто именно за это будет штрафовать, как следует из поручений президента, пока неизвестно.

Пламенный привет Федеральному собранию Российской Федерации, одна из палат которого отправилась на летний отдых, а другая - на выборы! Депутатам и сенаторам, которые всё быстренько одобрили, почти не задавая вопросов!

Как Вы относитесь к тому, что за «Закон Яровой» будут платить абоненты?

Пакет Яровой, что это? Полный текст закона 2016 года.

7 июля 2016 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон № 374-Ф3 более известный в народе, как «пакет Яровой» . Но какова суть этого закона? Давайте разберёмся в этом в данной статье.

В начале укажем наиболее важные аспекты закона, которые вызвали общественный резонанс, а также различную информацию, интересующую пользователей. В нижней части публикации Вы можете ознакомиться с полным текстом «пакета Яровой».

«Пакет Яровой». Подписан или нет?

Да, закон подписан.

  • Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года.
  • Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
  • Подписан президентом Российской Федерации 7 июля 2016 года.


Когда вступит в силу «пакет Яровой»?

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
  2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Суть «пакета Яровой».

Закон предусматривает уголовную ответственность за международный терроризм, а также обязывает операторов связи хранить разговоры и переписку абонентов в течение полугода.

Разбирать всё детально не будем - для этого чуть ниже есть полный текст «закона Яровой». Основные пункты закона, вызвавшие общественный резонанс: операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений; в течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных; компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик.

Полный текст «пакета Яровой», одобренный президентом.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146; № 31, ст. 3452; 2008, № 45, ст. 5149; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 29; 2010, № 31, ст. 4166; 2011, № 1, ст. 16; № 19, ст. 2713; № 46, ст. 6407; 2013, № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5641; 2014, № 19, ст. 2335; № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3385; 2015, № 1, ст. 58) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.»;

б) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

в) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.»;

г) в части 5 слова «частью 4» заменить словами «частями 4 и 41»;

2) дополнить статьей 52 следующего содержания:

«Статья 52. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 - 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821 - 2823 и 360» заменить словами «2821 - 2823, 360 и 361»;

б) в части 2 слова «2821 - 2823 и 360» заменить словами «2821 - 2823, 360 и 361».

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2003, № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; 2016, № 1, ст. 88) следующие изменения:

1) в части пятой статьи 14 второе предложение исключить;

2) в статье 15:

а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.»;

«Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1999, № 2, ст. 233; 2000, № 1, ст. 8; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2005, № 49, ст. 5128; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 52, ст. 6235; 2013, № 51, ст. 6689) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. Получение компьютерной информации.»;

б) часть четвертую после слов «со снятием информации с технических каналов связи,» дополнить словами «с получением компьютерной информации,»;

2) в статье 8:

а) абзац первый части второй после слов «оперативно-розыскных мероприятий» дополнить словами «(включая получение компьютерной информации)»;

б) в части десятой цифры «8 - 11» заменить цифрами «8 - 11, 15».

«О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2011, № 50, ст. 7366) дополнить частью третьей следующего содержания:

«Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.».

Часть восьмую статьи 256 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2010, № 21, ст. 2524; 2011, № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; 2012, № 53, ст. 7628; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4036; № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828; 2015, № 1, ст. 75; № 48, ст. 6709) после слов «религиозных связей и контактов» дополнить словами «(за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями)».

«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 2011, № 1, ст. 10; № 50, ст. 7351; 2012, № 29, ст. 3993) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

«К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.»;

2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:

«При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.».

Пункт 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12,

ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 49, ст. 6075) изложить в следующей редакции:

«8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.».

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью,» дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность»;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.»;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.»;

4) дополнить главой III1 следующего содержания:

«Глава III1. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;

в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;

на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

в местах паломничества;

на кладбищах и в крематориях;

в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской

деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.».

«О почтовой связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3697; 2011, № 50, ст. 7351) следующие изменения:

1) в статье 17:

а) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

«Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение.»;

2) в пункте «а» части первой статьи 22 слова «а также основные части огнестрельного оружия» заменить словами «основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей».

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 3993, 4011; 2010, № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; 2013, № 26, ст. 3207; № 44, ст. 5641; № 52, ст. 6968; 2014, № 19, ст. 2315, 2335; № 30, ст. 4214; 2015, № 1, ст. 37, 58; № 27, ст. 3950, 4001; 2016, № 1, ст. 44) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3:

а) слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

б) после слов «Российской Федерации, либо» дополнить словами «для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

2) в статье 6:

а) в пункте 21:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 22:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 20, ст. 2367; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745, 5748; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122, 3132; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4284, 4289, 4290; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6334; № 46, ст. 6406; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1724; № 18, ст. 2126, 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1658, 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3470; № 30, ст. 4025, 4026, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327, 6341; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 559, 566; № 11, ст. 1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ст. 7541, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 14, ст. 2021; № 18, ст. 2614, 2619, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3945; № 29, ст. 4346, 4359, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1491, 1493; № 18, ст. 2509, 2514; № 23, ст. 3285) следующие изменения:

1) в статье 5.26:

а) абзац второй части 1 дополнить словами «; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частями 3 - 5 следующего содержания:

«3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.»;

2) дополнить статьей 11.143 следующего содержания:

«Статья 11.143. Невыполнение обязанностей, предусмотренных

законодательством о транспортно-

экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

П р и м е ч а н и е. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

3) в статье 13.6:

а) наименование после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;

б) абзац первый после слов «средств связи» дополнить словами «или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) статью 13.15 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.»;

5) в статье 13.30:

а) наименование дополнить словами «, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов»;

б) в абзаце первом слова «либо непредставление» заменить словами «, либо непредставление», после слов «с абонентом договора,» дополнить словами «либо несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов,»;

6) в статье 13.31:

а) в абзаце втором части 2 слова «от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей» заменить словами «от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

7) в части 1 статьи 15.271 слова «279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо» заменить словами «279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо»;

8) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.71» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.143», слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 - 3 статьи 13.31»;

9) в статье 23.36:

а) в части 1 слова «статьями 11.142, 11.15,» заменить словами «статьей 11.142, частью 1 статьи 11.143, статьей 11.15,»;

б) в части 2:

пункт 1 после цифр «11.142,» дополнить словами «частью 1 статьи 11.143, статьями»;

пункт 2 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 3 после слов «частью 2 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

пункт 4 после слов «частью 3 статьи 11.14,» дополнить словами

«частью 1 статьи 11.143,»;

10) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «5.22,» дополнить цифрами «5.26,»;

б) пункт 44 после слов «статьей 11.71,» дополнить словами «частью 2 статьи 11.143,»;

в) в пункте 56 слова «частями 2 и 3 статьи 13.31» заменить словами «частями 2 - 3 статьи 13.31».

№ 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 признать утратившим силу;

2) в статье 4:

«1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.»;

3) в пункте 1 статьи 6 слова «Российской Федерации и настоящим Федеральным законом» заменить словами «Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

№ 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 48, ст. 6162; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 15, ст. 2066) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.»;

2) в статье 64:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2014, № 30, ст. 4218) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

2) статью 22 дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.».

Внести в статью 101 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2014, № 19, ст. 2302) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан предоставлять указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.»;

3) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.».

Статью 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 6, ст. 566) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.».

Внести в пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 52, ст. 6421; 2014, № 26, ст. 3360) следующие изменения:

1) в абзаце втором слова «втором - девятом, одиннадцатом и двенадцатом» заменить словами «втором, шестом, седьмом и девятом»;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«юрисдикция Приволжского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах третьем - пятом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи.».

«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4604) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса устанавливается Правительством Российской Федерации.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Сегодня Президент РФ Владимир Путин подписал законы, направленные на борьбу с терроризмом и обеспечение общественной безопасности (так называемый "пакет Яровой"). В связи с этим в российское законодательство внесен ряд существенных изменений.

Один из законов направлен на усиление уголовной ответственности за преступления террористической направленности (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ " ").

В частности, расширен перечень преступлений террористической направленности, ответственность за которые наступает с 14 лет. Речь идет о таких преступлениях как прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, акт международного терроризма и ряд других.

Несообщение о преступлении является новым составом в УК РФ. Уголовная ответственность в данном случае установлена за несообщение в уполномоченные органы о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. Максимальная санкция за совершение данного деяния – лишение свободы на срок до одного года. При этом установлено, что уголовной ответственности не подлежит лицо, которое не сообщило о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Также в УК РФ введен состав преступления "акт международного терроризма": совершение вне пределов территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов России. Максимальное наказание за данное преступление – пожизненное лишение свободы.

Указанным законом также предусмотрена возможность по решению суда проводить осмотр и выемку электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, при наличии достаточных оснований полагать, что они могут содержать информацию, имеющую значение для уголовного дела.

Вторым законом вводятся другие дополнительные меры, направленные на борьбу с терроризмом (Федеральный закон от 06 июля 2016 г. № 374-ФЗ " ").

Так, с 1 июля 2018 года операторы связи будут обязаны хранить на территории РФ текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей. Срок такого хранения может составлять до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки или обработки, а более конкретные порядок, сроки и объем хранения будет устанавливать Правительство РФ.

Аналогичная обязанность с указанной даты будет возложена на организаторов распространения информации в Интернете относительно электронных сообщений и данных пользователей. Сообщения при этом также должны храниться до шести месяцев. Кроме того, такие организаторы будут обязаны передавать в федеральный исполнительный орган в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, в случаях, если у пользователей есть возможность дополнительного кодирования сообщений.

Операторы связи и организаторы распространения информации в Интернете также будут обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей, причем в течение более длительного срока, чем сами сообщения. Для операторов связи такой срок составит три года с момента окончания приема, передачи, доставки или обработки информации, а для организаторов распространения информации в Интернете – год с того же момента.

В соответствии с данным законом в регионах могут создаваться антитеррористические комиссии, решения которых обязательны.

Новым законом также запрещено осуществление миссионерской деятельности (то есть деятельности религиозного объединения, направленной на распространение вероучения и привлечение лиц к участию в деятельности такого объединения) в жилом помещении. Исключения касаются только богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Осуществлять такую деятельность граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и юрлица смогут только если религиозная организация наделила их соответствующими полномочиями.

Также не допускается миссионерская деятельность, направленная на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осуществление экстремистской деятельности, посягательство на личность, права и свободы граждан и так далее.

Все перечисленные изменения вступят в силу 20 июля, за исключением тех, для которых установлен иной срок (1 июля 2018 года).

Ответ редакции

Последнее обновление: 07.07.2016 г.

В четверг, 7 июля, президент РФ Владимир Путин , усиливающий уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. Также Путин поручил правительству контролировать ход реализации утвержденных инициатив.

«Говоря проще, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и при необходимости, если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

Пакет антитеррористических законов в СМИ прозвали «пакетом Яровой», так как подготовила их председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая.

Лишение гражданства или свободы за «несообщение о преступлении»

Закон вводит статью УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице/лицах, которые по достоверно известным сведениям готовят, совершают или совершили» преступления некоторых категорий. Закон вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых необходимо сообщить компетентным органам: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Усиление ответственности за призывы к террористической деятельности

Закон усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (до этого публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений).

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Люди с непогашенной судимостью по «террористическим» статьям лишаются права покидать Россию

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж».

Операторы будут обязаны полгода хранить записи телефонных звонков и переписку пользователей

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и/или обработки.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Вводится понятие «миссионерская деятельность»

В статье о свободе совести и вероисповеданий, согласно принятым поправкам, появится определение понятия «миссионерская деятельность». Ею считается религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Также миссионерством признаётся «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете.

При этом закон предусматривает, что миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе.

Ужесточения наказаний за преступления экстремистской направленности

Публичные призывы к терроризму или его оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет.

УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Кроме того, закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения» террористических преступлений.

Вводится статья о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Посылки почты проверят с помощью рентгена на предмет запрещённого содержимого

Закон вносит поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. Сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Расширение уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Закон расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Так им могут вменяться уголовные статьи за:

За международный терроризм;
. за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях;
. за прохождение обучения терроризму;
. за участие в массовых беспорядках;
. за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.
. за несообщение о преступлении.

Закон Яровой, также широко известный как «пакет Яровой», это ряд законопроектов, принятых 6 июля 2019 года, которые вызвали большой общественный резонанс.

Данные законы критиковались в интернет-сообществе и независимых СМИ почти во всех направлениях и проявлениях, хотя изначальная его цель довольно верна и позитивна – противодействие терроризму и экстремизму.

Что бы разобраться в том, почему же меры, преследующие такие благородные цели, оказались крайне непопулярны в народе, необходимо рассказать, что это такое простыми словами, рассмотреть каждую его ипостась и ответить на ряд вопросов, которые и будут рассмотрены ниже.

Об авторе

Говоря о «пакете Яровой», в первую очередь необходимо понять, в честь кого названы данные законопроекты.

Ирина Анатольевна Яровая является действующим депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия», в которой с 2008 года является членом Генерального Совета. Поскольку речь идет о ее, в какой-то степени, политическом детище, останавливаться на подробностях ее личной жизни и личной биографии не будет этичным — здесь будет рассмотрена лишь ее политическая деятельность.

А начало политической карьеры Ирины Анатольевны довольно сильно противоречит ее нынешнему положению. Ее деятельность началась в партии «Яблоко», оппозиционной ее нынешней партийной принадлежности.

Будучи членом Совета народных депутатов Камчатской области, она также возглавляла фракцию «Яблока», активно выступая против политики «Единой России» в данном регионе. Неоднократно баллотируясь в Государственную Думу, она не смогла получить депутатский портфель, не прекращая, однако, свою политическую деятельность в партии «Яблоко» на Камчатке, находясь в оппозиции руководству области.

В 2003-и году, со стороны «Единой России» ей предлагался переход в эту партию, от которого она отказалась.

В 2007 году, Ирина Анатольевна вышла из партии «Яблоко» и присоединилась к «Единой России», мотивируя это тем, что хочет переехать в Москву на постоянное место жительства. На очередных выборах в Государственную Думу она оказалась на втором месте, однако все же получила мандат после отказа от него победителя.

В Госдуме она стала известна благодаря участию в создании законопроектов, касающихся проведения митингов, миграционной политики, и многих других сфер, однако наиболее известным стал недавний «пакет Яровой», который уже пора рассмотреть поближе.

О сути поправок

По сути, закон Яровой – это два законопроекта, вносящие ряд поправок в закон «О противодействии терроризму» и другие акты, касающиеся этого вопроса, и в статьи Уголовного кодекса РФ, также касающиеся антитеррора:

  • Первая часть «пакета» — это федеральный закон от 6 июля 2019 года № 374-ФЗ. Он накладывает обязательства на крупнейшие операторы связи хранить на серверах записи звонков, сообщений и истории посещения интернет страниц своих пользователей. Именно этот законопроект вызвал больше всего недовольства среди населения, так как многие сочли это вмешательством в личную жизнь;
  • Второй законопроект принят в тот же день, за номером 375-ФЗ. Как уже было сказано выше, он вносит ряд поправок в Уголовный Кодекс РФ. В первую очередь он увеличил сроки по таким статьям, как участие в террористической и экстремистской группе, агитация к этим видам деятельности и вообще по многим статьям, касающимся террористической и экстремистской деятельности. Так же, он позволил привлекать к судебной ответственности подростков от 14 лет, за участие в террористических группировках. Так же внес множество нововведений в УК РФ, одним из них является «недоносительство», т.е. несообщение о преступлении, что с вступлением в силу данного закона, является уголовно наказуемым преступлением.

Кроме этого, новшеством стало понятие «акт международного терроризма». Если сказать кратко, это понятие подразумевает под собой совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, которое подвергло опасности граждан РФ, их жизнь и неприкосновенность

Кроме этих, наиболее важных, моментов, законопроект вносит огромное количество поправок и дополнений, касательно террористической деятельности.

Видео: Чем грозит

Про что закона Яровой

Тексты обоих законов довольно просты для восприятия. Полное название первого законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Он состоит из 19 статей, каждая из которых перечисляет поправки в отдельный закон, который указан в начале статьи. Пункты этих статей довольно коротки и понятны.

Второй закон, «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», состоит из четырех статей, которые, однако, куда более объемные, что опять таки не мешает их правильному восприятию.

Оба закона написаны довольно лаконичным и понятным языком, что исключает его какую либо другую трактовку, кроме как задуманной авторами.

Условия работы для операторов связи

Как уже было сказано, первый закон «пакета» внес ряд поправок в закон «О противодействии терроризму», которыми обязал ряд операторов сотовой связи, создавать базы данных и хранить на них записи телефонных разговоров и СМС-сообщений пользователей этих самых операторов.

А устроено это следующим образом – ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров, определенных специальным реестром, должны хранить все эти данные в специально созданных для этого дата-центрах и передавать их силовым структурам по первому требованию.

Этот пункт закона возмутил многих еще и потому, что помимо вмешательства в личную жизнь, это должно было спровоцировать большой рост на цены сотовой связи, о чем не забыли сообщить сами операторы. Дело в том, что хранение подобных объемов данных, а это миллионы терабайт информации, очень дорогостоящая процедура, требующая затрат, сопоставимых с бюджетами целых стран.

Постройка дата-центров, обеспечение бесперебойной работы серверов – все это сулило огромные затраты.

На сегодняшний день в правительстве ведется обсуждение по смягчению этого пункта закона, однако из заявлений экспертов известно, что отмена закона, или глобальное его превращение во что-то другое невозможно.

Условия работы для транспортных компаний

Кроме закона «О противодействию терроризма», первая часть «пакета Яровой» также внесла изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Поправки обязывают экспедиторов проводить дополнительную, усиленную проверку документов клиента, а также информации о грузе и особенностях его перевозки.

Как и в случае с мобильными операторами, это сулит многомиллиардные расходы для транспортных и логистических компаний, на закупку специального оборудования для усиленного досмотра грузов и посылок – металлодетекторов, рентгеновских установок и другой аппаратуры.

Это же сулит резкий рост цен на доставку посылок и грузов, что также возмущает многих людей. По расчетам аналитиков, это может снизить количество покупок в интернете до 40%.

О противодействии терроризму

Помимо всего прочего, закон № 374-ФЗ наложил запрет на использование незарегистрированных средств шифрования, со штрафом от 3 до 5 тыс. рублей за нарушение. Помимо штрафа, конфискуется также само средство кодирования.

Также, во избежание конфликтов на религиозной почве, закон запретил религиозным обществам и организациям ходить по квартирам и домам и читать проповеди, о чем следует сказать отдельно.

О миссионерской деятельности

Закон запрещает вести миссионерскую деятельность всем, кроме официально зарегистрированных религиозных групп. Однако и для них есть ряд территорий, на которых запрещено проповедовать.

Что бы получить разрешение на осуществление своей деятельности, у представителей религиозных организаций должны быть все документы, подтверждающие их принадлежность к, подчеркиваю, зарегистрированной организации.

А на изданиях и материалах для распространения должна быть специальная маркировка. За нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Когда вступает в силу

Большинство поправок уже вступило в силу 20 июля 2019 года. К ним относятся поправки в Уголовный Кодекс РФ об увеличении сроков за террористическую и экстремистскую деятельность в любом ее виде, а так же снижение возрастного порога для привлечения к уголовной ответственности и «недоносительство».

Так же в силу вступили поправки, касающиеся миссионерской деятельности и транспортно-экспедиторской деятельности.

Поправки, касающиеся хранения мобильными операторами персональных данных российских граждан вступят в силу с 1 июля 2019 года, когда для этого будет подготовлена соответствующая почва и все разногласия между политиками по поводу осуществления такого масштабного проекта будут разрешены.

Последние новости

Как уже говорилось, в правительстве активно идет обсуждение осуществления всех мер, предусмотренных «пакетом Яровой». И ключевым пунктом, конечно, является хранение персональных данных. По предварительным оценкам, это сумма должна была составлять около 5 трлн. рублей.

Сумма поистине космических масштабов и далеко не у каждой страны в мире в казне есть такое количество денег.

Однако в январе 2019 года, Министерством связи и массовых коммуникаций было заявлено, что при доработке закона стоимость реализации этих проектов можно снизить до 100 млрд. рублей, за счет исключения из перечня хранимых данных истории торрент-загрузок и онлайн-видео. Разумеется, с уменьшением объема хранимых данных, отпадает нужда в большом создании большого количества хранилищ для этих данных.

Однако, сотовые операторы считают, что объем хранимой информации следует сократить исключительно до голосовых вызовов и СМС-сообщений, в противном случае реализация проекта невозможна и приведет лишь к колоссальному росту цен на мобильную связь и интернет.

Как мы видим, этот пункт пакета еще не готов к реализации и в настоящее время вокруг него идут жаркие споры, и судя по тенденциям, что бы воплотить его в жизнь, «гайки» будут немного «ослаблены».

Как это работает

После того, как основные механизмы работы закона рассмотрены, можно взглянуть на то, как эти поправки работают в деле, ведь прошел практически год с момента принятия большинства из них.

Самым печально известным и широко обсуждаемым случаем стало кошмарное убийство Андрея Карлова, российского дипломата в Турции. Напоминаем, что в 19 декабря 2019 года на фотовыставке в Анкаре, террорист почти в упор застрелил российского посла, после чего угрожал оружием остальным посетителям, выкрикивая исламские лозунги.

Он назвал это местью за действия России в Сирии. По этому случаю было заведено уголовное дело по статье 361 УК РФ «Акт международного терроризма». Эта статья была введена вместе с остальными поправками законом Яровой.

Статья о миссионерской деятельности успела проявить себя уже несколько раз, за прошедший год. Наиболее известным стало задержание Дмитрия Угая, в отношении которого начали административное разбирательство за прочтение лекции о йоге.

Ему ставили в вину не просто прочтение лекции, а вовлечение в индуизм и его пропаганду. Однако судом было решено прекратить разбирательство.

Это наиболее обсуждаемые случаи работы «пакета Яровой» в деле. Но поскольку поправок много, как крупных, так и мелких, соответственно и разбирательств, о которых не пишут СМИ, куда больше. А значит, можно сказать, что законы Яровой работают и приносят свои плоды. А хорошие они или плохие – вопрос исключительно субъективный.

Информационная безопасность

Из всего написанного вытекает логичный вопрос – является ли «пакет Яровой» покушением на личную информационную безопасность? Вопрос очень спорный. Вне сомнения, телефонные переговоры отдельного гражданина должны быть приватными и не должны быть услышаны никем, кроме собеседника на другом конце провода.

С другой стороны, данные переговоров будут просто храниться на серверах и потребуются силовым структурам, только в случае, если этого гражданина заподозрят в причастности к террористической или экстремистской деятельности. Поэтому, вокруг этого законопроекта идут такие жаркие споры.

Он имеет и свои сильные стороны, и слабые, которые могут быть истолкованы двояко и использованы во вред гражданам. А потому с какой стороны баррикад быть – выбирать исключительно Вам.

Сторонники скажут – с разрастанием террористической угрозы, участившимися терактами и ростом военной мощи запрещенной в России террористической организации «ИГИЛ» реальных результатов можно добиться только радикальными методами, что называется «лес рубят – щепки летят».

Противники скажут – это совершенно ненужное «закручивание гаек», я не желаю, что бы космические суммы денег, заплаченные из карманов простых граждан, шли на то, что бы мои разговоры прослушивали и повышали цены на тарифы, террористы всегда найдут способ обойти систему.

Обе стороны будут правы, ведь невозможно угодить каждому из 140 миллионов граждан Российской Федерации. В чем то этот закон вносит реальный вклад в борьбу с терроризмом, в чем то он лишь вредит экономике страны. Не стоит забывать, что не все статьи закона Яровой вступили в силу, и одни из важнейших пунктов все еще обсуждаются.

Поэтому необходимо запастись терпением, внимательно наблюдать за политическим процессом в стране и проявлять активную гражданскую позицию, тогда Вас обязательно услышат.